Система налогов
Заработная плата работников и часть инвестиционных ресурсов предприятия прямо зависят и образуются из фонда заинтересованности. В случае убыточности предприятие обязано ликвидировать убыток в основном за счет собственных средств.
В системе бюджетных дотаций в основном действуют единые принципы. Государственные дотации предоставляются предприятиям, находящимся в трудном положении, для решения определенных задач (например, увеличение экспорта) и на определенный срок (три — пять лет).
Основным каналом финансовой взаимосвязи предприятий и госбюджета является система налогов. Налоги подразделяются на прямые и регуляционные. Прямые налоги (местный, на прибыль) обеспечивают поступление средств в бюджеты. Регуляционные налоги регулируют рентабельность, изымают доходы, не обусловленные результатами деятельности предприятий, стабилизируют условия хозяйствования. Налог с оборота содержится в оптовых и розничных ценах.
С 1988 г. вводится новая налоговая система, в соответствии с которой государственные и кооперативные предприятия станут платить налоги, размер которых будет исчисляться на основе добавленной стоимости.
Налог на добавленную стоимость — составная часть (наряду с ценами и заработной платой) нового комплекса экономических мер по совершенствованию управления. Этот налог платят потребители. Он взимается с разницы между ценой продажи изделия и ценами исходных компонентов для его производства (добавленная стоимость). Данный налог легко определяется при любом методе образования цен, практически не влияет на фактические издержки производства. Система налогообложения становится простой и наглядной. Одновременно снижается размер государственных дотаций.