Государственные дотации
Предприятия получают государственные дотации на капитальное строительство, если уровень государственных цен на продукцию не позволяет обеспечить образования собственного фонда развития. Этот порядок применяется прежде всего в отношении предприятий, оказывающих коммунальные услуги, прибыль которых ограничена государством, а также к производственным предприятиям, выполняющим соглашения со страной — членом СЭВ.
Динамично развивающиеся предприятия, которые на протяжении долгого времени работают рентабельно, могут получить на основании конкурса и при обязательной выплате ренты по единой норме так называемые государственные фондовые субсидии, предназначенные для обеспечения высокой эффективности инвестиционной деятельности предприятия.
Величина фондов банковского кредитования определяется в народнохозяйственном плане. Этими фондами распоряжается Государственный банк развития (ГБР).
Предприятия имеют возможность передавать собственный фонд развития другому предприятию (в счет участия в прибыли). В большинстве случаев фонд развития передается внешнеторговыми предприятиями своим партнерам (производственным предприятиям) для расширения их экспортных мощностей.
В последнее время в стране проводятся крупные мероприятия по совершенствованию кредитно-финансовой системы. Среди них, в частности, открытие пяти коммерческих банков, предоставление предприятиям права выбирать банк для ведения финансово-кредитных операций и создание государственного института развития. С 1987 г. при наличии соответствующего персонала и финансовых средств любое государственное или кооперативное предприятие может основать банк. Их деятельность регулируется Венгерским национальным банком.
Предприятия закупают необходимые для выполнения производственных планов запасы материалов, деталей и полуфабрикатов в рамках многоканальной системы товарного оборота. Предприятия-потребители на основе договоров о поставках самостоятельно решают, где приобретать необходимые запасы средств производства: у отечественного производственного или внешнеторгового предприятия или через предприятия по торговле средствами производства. Предприятия-поставщики заключают с основными покупателями годовые договоры, в которых определяют основные потребности в материалах и узлах. Также заключаются договоры о поставках на более короткие сроки (квартал, месяц и„т. п.). Договор о поставках обязателен для обеих сторон. Нанесенный нарушением договора ущерб возмещается потерпевшему в форме неустойки в обязательном порядке.
В народнохозяйственных интересах Совет Министров регулирует обращение продукции в различных сферах по-разному. Основными инструментами административного регулирования рынка являются централизованное распределение ресурсов, определение контингентов (лимитов), назначение органа сбыта, требование .обязательного заключения соглашения, определение уровня запасов.
Централизованному распределению (в виде фондов) подлежат только мясо и мясные продукты.
Контингенты (лимиты) поставок определяются для внутренних потребителей важнейших видов сырья и материалов. Определение обязательных контингентов ввоза и вывоза происходит в интересах поддержания платежного баланса и товарной сбалансированности внутри страны.